Авиакатастрофа под Зуей (21 мая 1990 года). Как это было
Самолёт с бортовым номером 46 пилотировали командир майор Юрий Захаревич, штурман капитан Владимир Шадрин, штурман-инструктор подполковник Анатолий Бурьянов и помощник командира лейтенант Сергей Косарев. Через семь минут после взлёта в районе посёлка Зуя произошёл отказ в работе правого двигателя и загорелось табло о пожаре в нём.
Командир корабля: Разворот влево. Пожар правого двигателя!
Руководитель полётов: Выключить двигатель!
К.: Выключил, плохо управляется.
Р.: Возвращайтесь на точку!
К.: Возвращаюсь.
Р.: Управление доложите!
К.: Управление отказало!
Штурман: Высота 3500, командир!
К.: Приготовиться к катапультированию экипажа!
Р.: Катапультироваться!
Обрыв записи.
Этот диалог между экипажем дальнего ракетоносца «Ту-22М3» и руководством полётами на аэродроме в Октябрьском произошёл за полчаса до полуночи 21 мая 1990 года. Выключив двигатель, командир принял меры к возвращению на аэродром, но управление самолётом резко ухудшилось. В сложной обстановке Захаревич принял решение катапультироваться, привёл в действие систему катапульт экипажа, затем катапультировался сам. Увы, при срабатывании парашют штурмана-навигатора получил повреждение, в результате чего погиб Владимир Григорьевич Шадрин, труп которого нашли только утром. Через две секунды после катапультирования почти стотонный ракетоносец взорвался в воздухе, осветив всё окрестности яркой вспышкой. Горящие обломки его упали на окраину Зуи.
Но на этом трагедия не закончилась. Многие жители посёлка видели и слышали взрыв, бросились к месту падения остатков машины. И тут вновь взрыв — рванул кислородный баллон. Его осколками убило зуйчанина Синицкого, ранения получили трое школьников и ещё один мужчина. Как не пострадали ещё любопытствующие — чудо!
Однако местные жители, позже осознав, что лётчики до последнего тянули самолёт от посёлка, поставили на месте крушения памятный знак, много помогли семье погибшего, ведь на руках жены Шадрина остались дочь и сын. И сейчас, проезжая по трассе мимо Зуи, все замечают странную стелу с чёрным крылом наверху. А те, кто останавливается и подходит ближе, читают проникновенные слова о той майской трагедии двадцатилетней давности и всматриваются в маленькую фотографию штурмана Шадрина.
А мы в гостях у чуть погрузневшего и поседевшего Юрия Ивановича Захаревича. Глаза его выдают душу — душу вечного пилота. И как-то даже неудобно говорить о героизме с настоящим героем — разговор всё вертится вокруг обыденных тем да ещё воспоминаний детства.
Родившись в Красноярском крае, Юрий Захаревич всегда имел самые близкие примеры «мужской работы». Дед, Григорий Григорьевич, участвовал в гражданской войне, отец прошёл всю Отечественную в пехоте, участвовал в освобождении Крыма, причём и зимой сорок второго, и весной сорок четвёртого. «Он часто вспоминал, как остался жив после трагедии эсминца „Безупречный“, потопленного немецкой авиацией при переходе в Севастополь, — рассказывает Юрий Иванович. — Говорят, там осталось всего человек сорок спасшихся, среди которых и младший лейтенант Захаревич, чудом подобранный нашими катерниками и отогретый в тёплом машинном масле!».
Выжил Иван Григорьевич и после других ранений, к концу войны имел ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медаль «За отвагу». Через много лет такую же Красную Звезду получит и его сын, лётчик морской авиации.
Но до 1990-го было ещё далеко. И ведь могло ничего и не быть, поступи Юрий в гражданский институт или хотя бы туда, куда направлял военкомат: в местное авиационное военно-техническое училище. Но есть ещё один ключевой в жизни Юрия человек — старший брат Александр. Он к этому времени уже постигал премудрости полётов в Оренбургском военном училище лётчиков. И сумел разжечь страсть к небу у младшего брата. Преодолев массу условностей, пройдя тщательнейшую медкомиссию и экзамены, Юрий поступает на первый курс училища в Оренбурге. Становится курсантом, а со второго курса начал летать на учебно-тренировочном «Л-29». «Помню, взлетаю первый раз самостоятельно, а в торце взлётной полосы мужик сено косит. Я вот лечу, душа поёт, а он — вжиг-вжиг, даже не смотрит. Вот и запомнилось!» — улыбается Захаревич.
В 1974-м закончил училище, во время учёбы летал на хорошем, но устаревшем самолёте «Ил-28». На распределении замешкался и вместо желанного Северного флота попал в Севастополь.
— Ну и лётчик морской авиации, даже моря никогда не видел! — смеётся Юрий Иванович. — В Севастополь приехал ночью, остановился в гостинице. А утром вышел — вода кругом, бухты, горы. Спустился к морю, зачерпнул горсть воды, попробовал — солёная. Значит, на месте! Затем штаб авиации флота — и поехал в степь, в Гвардейское, в дивизию.
Шесть лет прослужил на известном Сарабузском аэродроме, переучившись на морской ракетоносец «Ту-16». Старший лейтенант стал командиром корабля — командование заметило уровень подготовки и настойчивость в лётном деле. И когда предложили осваивать новую технику, чуть поколебавшись, поехал переучиваться. В Николаеве был в первом выпуске лётного состава, который готовили на «дальник» «Ту-22М3». И после успешной учёбы и упорных полётов — снова в Крым, но на соседний аэродром — в Октябрьское. Тамошний полк как раз переходил на новую технику. Попал во вторую эскадрилью, 2-й отряд. Кстати, его со временем и возглавил, да и уволился тоже из него — после развала всей советской морской авиации в середине девяностых. А ведь был «убийцей авианосцев»! Именно так в те времена окрестили новый ракетоносец, в задачу которого входила прежде всего борьба с авианосными соединениями. Для этого на нём было всё необходимое: комплекс ракетного вооружения, дальняя связь и навигация и, конечно, высококлассные пилоты и штурманы. И беспокойства было много: когда американцы на своих плавучих аэропортах заходили в Средиземное море и проходили некую границу реагирования, экипажи самолётов на крымских аэродромах тотчас заступали на боевое дежурство. На всякий случай.
— Но больше всего я любил полёты строем, нравилось летать над морем на предельно малых высотах, — вспоминает Захаревич. — Облёты самолётов после ремонтных и регламентных работ были интересны, а однажды даже участвовал во внезапной проверке наших средств ПВО, «утюжа» без предупреждения ракетные позиции и станции противовоздушной обороны, — тот ещё адреналин!
А ещё опытный лётчик постоянно прорабатывал — на тренажёрах и просто на себе — те особые случаи в полёте, в которых надо принимать решения самому и действовать. И не однажды такая внутренняя тренировка была спасением. Уже после зуйской катастрофы на самолёте Захаревича бывали нештатные ситуации: то шасси полностью не выпустилось, то один из двигателей отказал. «Бороться надо до конца, и самое главное — спасти экипаж», — считает лётчик, с честью вышедший из этих ситуаций.
Так случилось и в майскую ночь двадцать лет назад. О героизме как-то не говорилось. После катастрофы так же таскали по комиссиям да госпиталям. Конечно, спас экипаж, а трагическая случайность гибели Шадрина всем бросалась в глаза. Разбил машину — это вменяли в вину. Пока сами специалисты с моторостроительного завода, осмотрев взорвавшийся двигатель «тушки», не признали: разрушился специальный дефлектор турбины, имевший непозволительную толщину ещё с момента изготовления. От лётчика потихоньку отстали, а заводчанам «срезали» премиальные и ещё некоторые привилегии. Удивил Захаревич командующего ВВС Черноморского флота, когда единственной просьбой было остаться летать в своём полку, в своей эскадрилье, в своём отряде. Всегда понимала Юрия Ивановича жена Елена, гордятся оба сына, сейчас тоже военные. Кстати, именно в тот тревожный день после катастрофы младший сын сделал первые самостоятельные шаги.
Командир корабля: Разворот влево. Пожар правого двигателя!
Руководитель полётов: Выключить двигатель!
К.: Выключил, плохо управляется.
Р.: Возвращайтесь на точку!
К.: Возвращаюсь.
Р.: Управление доложите!
К.: Управление отказало!
Штурман: Высота 3500, командир!
К.: Приготовиться к катапультированию экипажа!
Р.: Катапультироваться!
Обрыв записи.
Этот диалог между экипажем дальнего ракетоносца «Ту-22М3» и руководством полётами на аэродроме в Октябрьском произошёл за полчаса до полуночи 21 мая 1990 года. Выключив двигатель, командир принял меры к возвращению на аэродром, но управление самолётом резко ухудшилось. В сложной обстановке Захаревич принял решение катапультироваться, привёл в действие систему катапульт экипажа, затем катапультировался сам. Увы, при срабатывании парашют штурмана-навигатора получил повреждение, в результате чего погиб Владимир Григорьевич Шадрин, труп которого нашли только утром. Через две секунды после катапультирования почти стотонный ракетоносец взорвался в воздухе, осветив всё окрестности яркой вспышкой. Горящие обломки его упали на окраину Зуи.
Но на этом трагедия не закончилась. Многие жители посёлка видели и слышали взрыв, бросились к месту падения остатков машины. И тут вновь взрыв — рванул кислородный баллон. Его осколками убило зуйчанина Синицкого, ранения получили трое школьников и ещё один мужчина. Как не пострадали ещё любопытствующие — чудо!
Однако местные жители, позже осознав, что лётчики до последнего тянули самолёт от посёлка, поставили на месте крушения памятный знак, много помогли семье погибшего, ведь на руках жены Шадрина остались дочь и сын. И сейчас, проезжая по трассе мимо Зуи, все замечают странную стелу с чёрным крылом наверху. А те, кто останавливается и подходит ближе, читают проникновенные слова о той майской трагедии двадцатилетней давности и всматриваются в маленькую фотографию штурмана Шадрина.
А мы в гостях у чуть погрузневшего и поседевшего Юрия Ивановича Захаревича. Глаза его выдают душу — душу вечного пилота. И как-то даже неудобно говорить о героизме с настоящим героем — разговор всё вертится вокруг обыденных тем да ещё воспоминаний детства.
Родившись в Красноярском крае, Юрий Захаревич всегда имел самые близкие примеры «мужской работы». Дед, Григорий Григорьевич, участвовал в гражданской войне, отец прошёл всю Отечественную в пехоте, участвовал в освобождении Крыма, причём и зимой сорок второго, и весной сорок четвёртого. «Он часто вспоминал, как остался жив после трагедии эсминца „Безупречный“, потопленного немецкой авиацией при переходе в Севастополь, — рассказывает Юрий Иванович. — Говорят, там осталось всего человек сорок спасшихся, среди которых и младший лейтенант Захаревич, чудом подобранный нашими катерниками и отогретый в тёплом машинном масле!».
Выжил Иван Григорьевич и после других ранений, к концу войны имел ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медаль «За отвагу». Через много лет такую же Красную Звезду получит и его сын, лётчик морской авиации.
Но до 1990-го было ещё далеко. И ведь могло ничего и не быть, поступи Юрий в гражданский институт или хотя бы туда, куда направлял военкомат: в местное авиационное военно-техническое училище. Но есть ещё один ключевой в жизни Юрия человек — старший брат Александр. Он к этому времени уже постигал премудрости полётов в Оренбургском военном училище лётчиков. И сумел разжечь страсть к небу у младшего брата. Преодолев массу условностей, пройдя тщательнейшую медкомиссию и экзамены, Юрий поступает на первый курс училища в Оренбурге. Становится курсантом, а со второго курса начал летать на учебно-тренировочном «Л-29». «Помню, взлетаю первый раз самостоятельно, а в торце взлётной полосы мужик сено косит. Я вот лечу, душа поёт, а он — вжиг-вжиг, даже не смотрит. Вот и запомнилось!» — улыбается Захаревич.
В 1974-м закончил училище, во время учёбы летал на хорошем, но устаревшем самолёте «Ил-28». На распределении замешкался и вместо желанного Северного флота попал в Севастополь.
— Ну и лётчик морской авиации, даже моря никогда не видел! — смеётся Юрий Иванович. — В Севастополь приехал ночью, остановился в гостинице. А утром вышел — вода кругом, бухты, горы. Спустился к морю, зачерпнул горсть воды, попробовал — солёная. Значит, на месте! Затем штаб авиации флота — и поехал в степь, в Гвардейское, в дивизию.
Шесть лет прослужил на известном Сарабузском аэродроме, переучившись на морской ракетоносец «Ту-16». Старший лейтенант стал командиром корабля — командование заметило уровень подготовки и настойчивость в лётном деле. И когда предложили осваивать новую технику, чуть поколебавшись, поехал переучиваться. В Николаеве был в первом выпуске лётного состава, который готовили на «дальник» «Ту-22М3». И после успешной учёбы и упорных полётов — снова в Крым, но на соседний аэродром — в Октябрьское. Тамошний полк как раз переходил на новую технику. Попал во вторую эскадрилью, 2-й отряд. Кстати, его со временем и возглавил, да и уволился тоже из него — после развала всей советской морской авиации в середине девяностых. А ведь был «убийцей авианосцев»! Именно так в те времена окрестили новый ракетоносец, в задачу которого входила прежде всего борьба с авианосными соединениями. Для этого на нём было всё необходимое: комплекс ракетного вооружения, дальняя связь и навигация и, конечно, высококлассные пилоты и штурманы. И беспокойства было много: когда американцы на своих плавучих аэропортах заходили в Средиземное море и проходили некую границу реагирования, экипажи самолётов на крымских аэродромах тотчас заступали на боевое дежурство. На всякий случай.
— Но больше всего я любил полёты строем, нравилось летать над морем на предельно малых высотах, — вспоминает Захаревич. — Облёты самолётов после ремонтных и регламентных работ были интересны, а однажды даже участвовал во внезапной проверке наших средств ПВО, «утюжа» без предупреждения ракетные позиции и станции противовоздушной обороны, — тот ещё адреналин!
А ещё опытный лётчик постоянно прорабатывал — на тренажёрах и просто на себе — те особые случаи в полёте, в которых надо принимать решения самому и действовать. И не однажды такая внутренняя тренировка была спасением. Уже после зуйской катастрофы на самолёте Захаревича бывали нештатные ситуации: то шасси полностью не выпустилось, то один из двигателей отказал. «Бороться надо до конца, и самое главное — спасти экипаж», — считает лётчик, с честью вышедший из этих ситуаций.
Так случилось и в майскую ночь двадцать лет назад. О героизме как-то не говорилось. После катастрофы так же таскали по комиссиям да госпиталям. Конечно, спас экипаж, а трагическая случайность гибели Шадрина всем бросалась в глаза. Разбил машину — это вменяли в вину. Пока сами специалисты с моторостроительного завода, осмотрев взорвавшийся двигатель «тушки», не признали: разрушился специальный дефлектор турбины, имевший непозволительную толщину ещё с момента изготовления. От лётчика потихоньку отстали, а заводчанам «срезали» премиальные и ещё некоторые привилегии. Удивил Захаревич командующего ВВС Черноморского флота, когда единственной просьбой было остаться летать в своём полку, в своей эскадрилье, в своём отряде. Всегда понимала Юрия Ивановича жена Елена, гордятся оба сына, сейчас тоже военные. Кстати, именно в тот тревожный день после катастрофы младший сын сделал первые самостоятельные шаги.