Зуя: здесь русский дух… (часть 2)
Поселок до 1-й Мировой войны
Поселяне, налаживая быт и возрождая экономику края, испытывали такие трудности и лишения, что о них писал Потемкин правителю Таврической области В.Каховскому. Новым было все – и природа, и погода, и мысли. А жить надо… Увы, российское правительство не смогло создать поселянам «всех нужных выгод для первого основания».
Несмотря на это, следует сказать, что меры русского правительства были адекватными и был выбран один из лучших вариантов возрождения Крыма. Императрица Екатерина приказала начальникам смотреть за поселянами, «дабы они не проводили время в праздности».
А теперь надо вспомнить о ней самой, матушке-императрице. В мае 1787 года Зую посетила путешествующая по приобретенным полуденным землям Екатерина. В честь этого события «наш генерал», как называла она Потемкина, установил в Зуе обелиск Екатерининской мили, одновременно отмеряя путь царственного кортежа (этот памятник, по данным местных краеведов, находился слева от шоссе там, где был расположен дом быта – угол Шоссейной и Речной, обелиск снесен в 1946 году).
Конечно, приезд столь знаменитой коронованной гостьи оброс позже легендами и сказаниями, в которых, увы, не всегда видна историческая правда, но вот поэтики много…. Например, история со строительством церкви – действительно ли императрица говорила с отставником, копавшим котлован под фундамент храма, доподлинно неизвестно. Однако из исторических источников известно, что при реке Зуя были собраны все окрестные татары и русские поселяне для приветствия императрицы. Екатерина велела построить в селе храм во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя путешественников.
В 1808 году местный священник Данилов организовал сбор денег на постройку. Однако губительное нашествие саранчи, неурожай, падёж скота, война 1812 года препятствовали строительству нового храма. В 1818-м внук Екатерины Великой, император Александр I впервые посетил Таврическую губернию. Остановившись в Зуе, он пообещал построить здесь величественный храм и выделил на эти цели 10 тысяч рублей. В 1824 г. в Санкт-Петербурге был разработан проект крестово-купольного храма (длина 33 аршина, ширина 21 аршин) с колокольней. Прихожане также собрали 3500 рублей серебром. Новый храм был освящён в 1831 году.
Епископ Гермоген описал дальнейшую историю: «Церковь каменная, с колокольнею, построена была в 1831 году и освящена во имя Святителя Николая; но, за ветхостью, разобрана, и в 1878 году построен временный молитвенный дом, а в 1884 году построена прихожанами новая церковь и освящена также во имя святителя Николая 8 апреля».
За сорок лет Свято-Никольская церковь приобрела необходимую для проведения служб церковную утварь. Позже император Николай Второй подарил храму икону. Стараниями приходских священников здесь была создана замечательная библиотека, в которой насчитывалось 418 томов и 375 названий, ее фонд пополнялся журналами.
Зуя заселялась и развивалась довольно быстро. В 1796 году здесь проживало 252 души мужского пола. Тогда просто женщин не считали, а их, как всегда, было больше. Появляются в это время в окрестностях и отдельные казачьи семьи, после создания подчиненного государству Черноморского войска в 1787 году они активно селятся в прилесных местах южнее. А в последнем десятилетии восемнадцатого века тут вовсе был казачий край – донские казаки здесь несли прикордонную и охранную службу, стояли постами и разъездами, а в соседней Бурульче даже находился штаб полка подполковника Грекова. Но это – целый пласт истории казачества в Крыму, и остановимся на нем отдельно позже.
Идет освоение этих земель и через систему хуторов - и уже в описаниях населенных пунктов в 1829 году появляются Барабановка, а позже - Петрово, Баланово и ряд других. Позже, в ходе земской реформы Александра II в 1860-х годах из территорий Аргинской и Эскиординской волостей образована Зуйская волость - административно-территориальная единица в составе Симферопольского уезда Таврической губернии. Она занимала территорию востока современного Симферопольского и западной части Белогорского района.
В начале девятнадцатого века в Зуе открыли почтовую станцию, на которой меняли лошадей по требованию подорожных документов. В конце 1805 года в слободе насчитывалось 92 дома, и уже 549 жителей - мужчин. Население Зуи и окрестностей занималось огородничеством, хлеборобством, садоводством, табаководством, извозом, обжигом извести из известняка, охотой, добычей хрена на горе Кара-Куш и сбором дикорастущих фруктов и орехов. Земли, отведенные поселянам, отличались большим разнообразием: от чернозема до известняков и гравийно-песчаных почв. Преобладали малопродуктивные земли, их было тяжело обрабатывать. В хозяйствах крестьян земли было мало. Поэтому в официальных изданиях отмечалось, что государственные крестьяне Зуи не отличаются особым материальным достатком. У бедноты не всегда хватало хлеба до нового урожая. В первое время пользование землей было общинное. Со временем провели межевание земли, первое в 1798 году, второе – в 1808 году. В ходе межевания ущемлялись интересы зуйских, балановских и других государственных крестьян и казаков. В республиканском архиве сохранились жалобы казенных крестьян на несправедливое распределение земли, на помещиков, пытавшихся присвоить казенные земли. Датированы эти документы 1835-м и последующими годами. Помещики Тибекин, Рудзевич, Сафержи Мурза Ширинский незаконно завладевали казенными землями. Борьба казенных крестьян за восстановление справедливости растянулась на несколько десятилетий.
И тут можно уже перейти к фактам, приведенным в советское время – надо было показать классовую борьбу. Самое интересное, эта борьба была. Другое дело не всегда в тех формах, которые приучали знать старшее поколение наших современников. И капитализм – не пустой звук в конце позапрошлого века.
Именно его развитие на селе после реформы 1861 года сопровождалась классовым расслоением крестьян. По данным переписи 1885 года в Зуе числилось 126 дворов и 731 житель, 22 хозяйства были безземельными, 23 – не сеяли зерновых, 74 – засевали примерно 485, а 29 – 1246,2 десятины земли, четвертая часть дворов не имела рабочего скота, 71 хозяйство – орудий для обработки земли. Из предприятий в деревне были 2 мельницы и 2 пекарни, 4 бакалейные и пивная лавки, 4 трактира, винный погреб. Кто-то может позлобствовать про «исконную тягу русских к пьянству»…. Но это не совсем так – дело тут в тех, кто держал эти трактиры и погреба, и надо сказать, в бедных и малолюдных местах питейные заведения не появлялись – не выгодно.
Хотя по данным 1906 года Зуя относилась к населенным пунктам с наименьшим количеством земли, приходящейся на душу населения. Поэтому многие жители вынуждены были арендовать землю у богатеев за деньги или долю урожая, которая нередко достигала его половины. Зуйские крестьяне меняли овощи и фрукты на зерно в степных районах, так как своего хлеба не хватало, чтобы дожить до нового урожая. Этот обмен сохранялся до пятидесятых годов прошлого столетия.
Но экономика – это не все. Люди живут не только хлебом единым. Болеют, стремятся к знаниям… Власти, однако, мало внимания уделяли охране здоровья крестьян. Всю Зуйскую волость обслуживала одна больница, в которой работали врач и фельдшер – акушер. Большинство жителей не знали грамоты. В 1885 году из 126 семейств только в 74 кое-кто умел читать и писать. В 1900 году среди жителей старше 6-ти лет грамотные и полуграмотные составляли третью часть.
В 1845 году на средства общества в поселке была открыта начальная школа, которая с образованием земства стала называться начальным училищем. В ней преподавали 3 учителя. В 1885 году в трех отделениях школы училось 116 детей из Зуи и прилегающих сел. Работала воскресная школа, имелась небольшая библиотека. В 1887 году открыта одноклассная ремесленная школа, где обучали основам кузнечно-слесарного и колесно-токарного ремесла. В 1906 году училось 97 мальчиков и 56 девочек, но до окончания курса обучения выбыли 53 учащихся, так как подросшие дети уходили на заработки. Все же хлеб был нужен…
Первая мировая война принесла новые лишения. Большинство мужчин мобилизовали в армию, многие из них не вернулись домой, а вернувшиеся были после ранений. Разорению крестьянских хозяйств также способствовали многочисленные реквизиции хлеба и скота для нужд фронта. Все это усиливало недовольство существующим порядком. Хотя в Зуе революционной ситуации не было, но «брожение умов» существовало. И многое вылилось в будущем. Но это уже история Зуи советской.
Читать - часть 1
Несмотря на это, следует сказать, что меры русского правительства были адекватными и был выбран один из лучших вариантов возрождения Крыма. Императрица Екатерина приказала начальникам смотреть за поселянами, «дабы они не проводили время в праздности».
А теперь надо вспомнить о ней самой, матушке-императрице. В мае 1787 года Зую посетила путешествующая по приобретенным полуденным землям Екатерина. В честь этого события «наш генерал», как называла она Потемкина, установил в Зуе обелиск Екатерининской мили, одновременно отмеряя путь царственного кортежа (этот памятник, по данным местных краеведов, находился слева от шоссе там, где был расположен дом быта – угол Шоссейной и Речной, обелиск снесен в 1946 году).
Конечно, приезд столь знаменитой коронованной гостьи оброс позже легендами и сказаниями, в которых, увы, не всегда видна историческая правда, но вот поэтики много…. Например, история со строительством церкви – действительно ли императрица говорила с отставником, копавшим котлован под фундамент храма, доподлинно неизвестно. Однако из исторических источников известно, что при реке Зуя были собраны все окрестные татары и русские поселяне для приветствия императрицы. Екатерина велела построить в селе храм во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя путешественников.
В 1808 году местный священник Данилов организовал сбор денег на постройку. Однако губительное нашествие саранчи, неурожай, падёж скота, война 1812 года препятствовали строительству нового храма. В 1818-м внук Екатерины Великой, император Александр I впервые посетил Таврическую губернию. Остановившись в Зуе, он пообещал построить здесь величественный храм и выделил на эти цели 10 тысяч рублей. В 1824 г. в Санкт-Петербурге был разработан проект крестово-купольного храма (длина 33 аршина, ширина 21 аршин) с колокольней. Прихожане также собрали 3500 рублей серебром. Новый храм был освящён в 1831 году.
Епископ Гермоген описал дальнейшую историю: «Церковь каменная, с колокольнею, построена была в 1831 году и освящена во имя Святителя Николая; но, за ветхостью, разобрана, и в 1878 году построен временный молитвенный дом, а в 1884 году построена прихожанами новая церковь и освящена также во имя святителя Николая 8 апреля».
За сорок лет Свято-Никольская церковь приобрела необходимую для проведения служб церковную утварь. Позже император Николай Второй подарил храму икону. Стараниями приходских священников здесь была создана замечательная библиотека, в которой насчитывалось 418 томов и 375 названий, ее фонд пополнялся журналами.
Зуя заселялась и развивалась довольно быстро. В 1796 году здесь проживало 252 души мужского пола. Тогда просто женщин не считали, а их, как всегда, было больше. Появляются в это время в окрестностях и отдельные казачьи семьи, после создания подчиненного государству Черноморского войска в 1787 году они активно селятся в прилесных местах южнее. А в последнем десятилетии восемнадцатого века тут вовсе был казачий край – донские казаки здесь несли прикордонную и охранную службу, стояли постами и разъездами, а в соседней Бурульче даже находился штаб полка подполковника Грекова. Но это – целый пласт истории казачества в Крыму, и остановимся на нем отдельно позже.
Идет освоение этих земель и через систему хуторов - и уже в описаниях населенных пунктов в 1829 году появляются Барабановка, а позже - Петрово, Баланово и ряд других. Позже, в ходе земской реформы Александра II в 1860-х годах из территорий Аргинской и Эскиординской волостей образована Зуйская волость - административно-территориальная единица в составе Симферопольского уезда Таврической губернии. Она занимала территорию востока современного Симферопольского и западной части Белогорского района.
В начале девятнадцатого века в Зуе открыли почтовую станцию, на которой меняли лошадей по требованию подорожных документов. В конце 1805 года в слободе насчитывалось 92 дома, и уже 549 жителей - мужчин. Население Зуи и окрестностей занималось огородничеством, хлеборобством, садоводством, табаководством, извозом, обжигом извести из известняка, охотой, добычей хрена на горе Кара-Куш и сбором дикорастущих фруктов и орехов. Земли, отведенные поселянам, отличались большим разнообразием: от чернозема до известняков и гравийно-песчаных почв. Преобладали малопродуктивные земли, их было тяжело обрабатывать. В хозяйствах крестьян земли было мало. Поэтому в официальных изданиях отмечалось, что государственные крестьяне Зуи не отличаются особым материальным достатком. У бедноты не всегда хватало хлеба до нового урожая. В первое время пользование землей было общинное. Со временем провели межевание земли, первое в 1798 году, второе – в 1808 году. В ходе межевания ущемлялись интересы зуйских, балановских и других государственных крестьян и казаков. В республиканском архиве сохранились жалобы казенных крестьян на несправедливое распределение земли, на помещиков, пытавшихся присвоить казенные земли. Датированы эти документы 1835-м и последующими годами. Помещики Тибекин, Рудзевич, Сафержи Мурза Ширинский незаконно завладевали казенными землями. Борьба казенных крестьян за восстановление справедливости растянулась на несколько десятилетий.
И тут можно уже перейти к фактам, приведенным в советское время – надо было показать классовую борьбу. Самое интересное, эта борьба была. Другое дело не всегда в тех формах, которые приучали знать старшее поколение наших современников. И капитализм – не пустой звук в конце позапрошлого века.
Именно его развитие на селе после реформы 1861 года сопровождалась классовым расслоением крестьян. По данным переписи 1885 года в Зуе числилось 126 дворов и 731 житель, 22 хозяйства были безземельными, 23 – не сеяли зерновых, 74 – засевали примерно 485, а 29 – 1246,2 десятины земли, четвертая часть дворов не имела рабочего скота, 71 хозяйство – орудий для обработки земли. Из предприятий в деревне были 2 мельницы и 2 пекарни, 4 бакалейные и пивная лавки, 4 трактира, винный погреб. Кто-то может позлобствовать про «исконную тягу русских к пьянству»…. Но это не совсем так – дело тут в тех, кто держал эти трактиры и погреба, и надо сказать, в бедных и малолюдных местах питейные заведения не появлялись – не выгодно.
Хотя по данным 1906 года Зуя относилась к населенным пунктам с наименьшим количеством земли, приходящейся на душу населения. Поэтому многие жители вынуждены были арендовать землю у богатеев за деньги или долю урожая, которая нередко достигала его половины. Зуйские крестьяне меняли овощи и фрукты на зерно в степных районах, так как своего хлеба не хватало, чтобы дожить до нового урожая. Этот обмен сохранялся до пятидесятых годов прошлого столетия.
Но экономика – это не все. Люди живут не только хлебом единым. Болеют, стремятся к знаниям… Власти, однако, мало внимания уделяли охране здоровья крестьян. Всю Зуйскую волость обслуживала одна больница, в которой работали врач и фельдшер – акушер. Большинство жителей не знали грамоты. В 1885 году из 126 семейств только в 74 кое-кто умел читать и писать. В 1900 году среди жителей старше 6-ти лет грамотные и полуграмотные составляли третью часть.
В 1845 году на средства общества в поселке была открыта начальная школа, которая с образованием земства стала называться начальным училищем. В ней преподавали 3 учителя. В 1885 году в трех отделениях школы училось 116 детей из Зуи и прилегающих сел. Работала воскресная школа, имелась небольшая библиотека. В 1887 году открыта одноклассная ремесленная школа, где обучали основам кузнечно-слесарного и колесно-токарного ремесла. В 1906 году училось 97 мальчиков и 56 девочек, но до окончания курса обучения выбыли 53 учащихся, так как подросшие дети уходили на заработки. Все же хлеб был нужен…
Первая мировая война принесла новые лишения. Большинство мужчин мобилизовали в армию, многие из них не вернулись домой, а вернувшиеся были после ранений. Разорению крестьянских хозяйств также способствовали многочисленные реквизиции хлеба и скота для нужд фронта. Все это усиливало недовольство существующим порядком. Хотя в Зуе революционной ситуации не было, но «брожение умов» существовало. И многое вылилось в будущем. Но это уже история Зуи советской.
Читать - часть 1